Rambler's Top100
Транспортно-экспедиторские услуги

О компании
Услуги
Наши тарифы
Контакты
Вопрос-ответ
Полезная информация
Новости
Конференция
Статьи
Вакансии
Продажа техники
Назад На главную Вперед
Switch to English     



Ассоциация международных автомобильных перевозчиков

ТРАНС-СОНИК



При погонах на дороге... или Что упало с твоего воза, то мое

Транзитные перевозки грузов через территорию Беларуси в последние годы стали серьезной проблемой. Перевозчики предпочитают обходить Беларусь. Даже не сами перевозчики. Сегодня, если вы предлагаете свои услуги хоть западноевропейскому, хоть российкому экспедитору, первый вопрос, который он задает,- не о стоимости ваших услуг как перевозчика, а о предполагаемом маршруте доставки груза. И если на его вопрос вы отвечаете: "Через Беларусь", то в восьми случаях из десяти экспедиторы откажуться от ваших услуг. Как? Поводов для конфискации грузов любой ретивый таможенник, полу¬чивший соответствующую команду, может найти сколько угодно: была бы задача... Например, то, что води¬тели называют «придрался из-за запятой». Но придирается белорус¬ский служащий в изумрудных пого¬нах не к запятой в накладной CMR (хотя и такое бывает). Чаще всего он придирается к несоответствию кодов ТНВЭД (в Беларуси они - девяти¬значные, а в Европе - десятизнач¬ные). Не хватает цифры, значит ты, родной, наш человек», контра¬бандист. А уж тогда твое имущество - наше имущество... Правда, тем же чехам или немцам невдомек, что прежде, чем грузить товар на маши¬ну, которая следует через «центр Ев¬ропы», стоит изучить прежде всего не Конвенцию МДП, а некоторые особенности здешнего законода¬тельства (вернее, даже не самого законодательства, а подзаконных актов). Они-то думают, что поскольку все мы - участники единой для всех Конвенции МДП, то сюрпризов ожи¬дать не приходится... Наивные... Еще один повод для конфискации сомнение в достоверности учреди¬тельных документов российской ком¬пании-импортера». Один из самых известных примеров - задержание 24 ноября 2001 года 5 автомобилей, груженных компью¬терной техникой и комплектующими к ней стоимостью 1818795188 бело¬русских рублей. Сначала - задержа¬ние, затем (10 января) - суд и кон¬фискация, обращение груза в доход белорусского бюджета. Основание: подозрение в том, что учредителями компании-грузополучателя «Донэс-Лкжс» являются подставные лица. Новополоцкий суд с подачи тамо¬женных органов признал, что «лицо, совершившее административное правонарушение, не установлено», а посему груз признал контрабандой. Мол, по адресу, указанному в документах (Россия, Г. Москва, ул. Авиамоторная 28), даже дома под таким номером не существует. Тем не менее, как оказалось, все регистрационные документы, подтверждающие законное существование 000 «Донэс-Люкс», были предостав¬лены в суд в надлежащем порядке. И договор на поставку, заключенный между двумя компаниями - «Донэс-Люкс» и «УСП «Компьюлинк». А дом № 28 по ул. Авиамоторной никто пока не сносил. Он зарегистрирован в ка¬честве юридического адреса. Реально фирма расположена по другому адре¬су. Но это только в Беларуси запреще¬но, чтобы ее юридический адрес отли¬чался от фактического местонахожде¬ния. В России же это не противоречит закону. Просто Новополоцкий суд не счел нужным принять во внимание предоставленные ответчиком аргу¬менты. А вышестоящий Витебский об¬ластной суд оставил решение своего «младшего собрата» без изменений. Ответчики предоставили доказатель¬ства, что «Компьюлинк» - уважаемая в Республике Беларусь фирма, по¬ставляющая оборудование, между прочим, и белорусским государствен¬ным структурам, официальное письмо конечного получателя техники - ОАО «Таймыргеофизика», просившего ус¬корить поставку оборудования, офи¬циальные ответы московского банка. Во исполнение запроса Полоцкой та¬можни от 18.12.2001 г. Главное уп¬равление по борьбе с экономическими преступлениями Службы криминаль¬ной милиции МВД России провело целевую проверку деятельности «До¬нэс-Люкс». В ходе проверки была подтверждена легитимность деятель¬ности Общества и его участников. Но все бесполезно. Груз к тому времени уже давно пошел в продажу. А как от¬давать то, чего уже нет и за что уже прошел отчет? По месту событий добиться ничего не удалось. «Донэс-Люкс» задался закономерным вопросом: для чего ему родное государство, которому он исправно платит налоги, но ничего с этого не имеет? «Таймыргеофизика», оказавшаяся к тому моменту в весь¬ма сложном положении, требовала от «Компьюлинка» компенсаций: только прямые затраты на содержание от¬ряда вибраторов составляют 1,3 млн российских рублей в месяц. Шел ян¬варь, а оборудование на Таймыр все еще не приходило. «Донэс-Люкс» продолжает борьбу за «то, что упало с телеги». Даже обзаводится специальным представителем, в обязанности которого будет входить борьба с таможенным произволом. Появилось обращение в Государственную Думу России. В нем объяснялось, что груз был оформлен по правилам, действующим на всей территории СНГ, включая Россию. Белоруские же таможенники, действуя по Своей же инструкции, должны были сами внести в книжку МДП дополнительные коды, но этого не сделали. Новополоцкий суд и Полоцкая таможня посылали разрозненные запросы в различные правоохранительные органы России, именуя в них фирму «Донэс-Люкс», использовав латиницу: «DONES - LIUKS», что значительно усугубило неразбериху, поскольку такого наименования фирмы как юридического лица не зарегистрировано. И депутатские запросы и письма других официальных лиц прошли по инстанциям соседнего государства. Депутат Государственной Думы Сергей Митрохин направил запрос сразу по четырем адресам: в администрацию Президента России, в Представительство ГТК Российской Федерации в Республике Беларусь, в администрацию Президента Республики Беларусь и Председателю Верховного Суда Республики Беларусь. Все вышеозначенные инстанции депутат просит ознакомиться с 43 листами прилагаемых документов и после этого разобраться все же в вопиющей ситуации. Но лишь ответ руководителя представительства российской таможни В.В. Евсютина пришел незамедлительно. Он был уже в курсе дела и сам старался помочь попавшим в беду соотечественникам. К его ответу на депутатский запрос, в котором бывалый таможенник объяснял особенности белорусского правосудия был приложен ряд документов для ознакомления. Искать обходные пути грузоперевозчиков заставила довольно странная и устойчивая тенденция: транзитные грузы здесь принято конфисковать. Когда за дело, а когда - и по совершенно надуманным поводам. В 2002 году, по словам посла РФ в Республике Беларусь Александра Блохина, на внешней границе союзного государства России и Беларуси беларусскими таможенными органами конфисковано транзитных грузов на сумму 15 млн долларов, в 2001г. - на 30 млн, в 2002 - на 60 млн, за 9 месяцев 2003 - уже 60 млн. По итогам года, сумма конфиската колеблется от 80 до 200 млн долларов, а если верить публикациям некоторых российских СМИ, конфискат транзитных грузов обеспечивает от 20 до 30% национального бюджета. Но наиболее интересным из них является письмо самого г-на Евсютина прокурору Витебской области Н.С. Шахметову (именно его нужно просить о вынесении протеста на приговор). Российский таможенник терпеливо и тактично объясняет бе¬лорусскому прокурору, сколько гру¬бейших ошибок допущено в деле 000 «Донэс-Люкс» белорусской стороной. Г-ну Евсютину приходится напоминать в письме, что междуна¬родные законы важнее белорусских инструкций. Основной вывод рос¬сийского представителя: приговор Новополоцкого суда, подтвержден¬ный уже Витебским областным су¬дом, должен быть пересмотрен. Согласно правилам заполнения графы 10 (грузовой манифест) книжки МДП, в ней указывается коммерческое описание груза, кото¬рое должно содержать необходимый минимум сведений, исключающий его подмену. Также перевозчиком допускается использование грузо¬вых спецификаций и иных докумен¬тов, которые содержат все сведения, предусмотренные грузовым мани¬фестом. Указанные документы в обязательном порядке вносятся в графу 8 и являются неотъемлемой частью книжки МДП. Кроме этого, порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через бело¬русский участок внешней границы Союзного государства назначением на Россию по процедуре МДП, опре¬делен приказом ГТК России от 18.05.1994 года № 206. Данный приказ включен в перечень россий¬ских нормативных документов к Вре¬менному положению о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими и белорусскими тамо¬женными органами от 07.08.95 и при оформлении товаров россий¬ского назначения таможенные орга¬ны Республики Беларусь должны ру¬ководствоваться требованиями ука¬занного приказа. Данный порядок не предусматривает проведение на границе проверок регистрации рос¬сийских фирм-получателей / отпра¬вителей товаров группами докумен¬тального контроля, так как грузы следуют под таможенным контролем в места доставки, определяемые та¬моженными органами, и ответствен¬ность за доставку товаров, включая уплату таможенных платежей, несет перед таможенными органами пере¬возчик. Прокурор Витебской области Н.С.Шахметов не поверил доводам полоцких таможенников и новополоцких судей (аргументация письма В.В. Есютина кого угодно положила бы на лопатки), посчитал, что выводы суда «основаны на неполных и необъективных сведениях, полученных в ответ на разрозненные запросы Полоцкой таможни в различные службы правоохранительных и налоговых органов г. Москвы» и вынес соответствующий протест , который опровергает вывод суда о несуществовании ООО «Донэс-Люкс».



Вернуться к списку статей


Верх


Рейтинг@Mail.ru           Rambler's Top100